Вопросы-ответы по СВП «Платон»

Прошел месяц с момента запуска «Платона». Каковы результаты?

По итогам месяца работы СВП «Платон» в федеральный дорожный фонд собрано 1,4 млрд рублей в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами массой более 12 тонн.

По состоянию на 15 декабря система функционирует в штатном режиме. В ней зарегистрировано более 650 тыс. транспортных средств и более 120 тыс. владельцев. Всего на настоящий момент оформлено 1 700 тыс. маршрутных карт.

За первый месяц работы системы «Платон» Оператором был внесен ряд изменений, которые учитывают предложения представителей малого и среднего бизнеса, и компаний-грузоперевозчиков. Теперь при оформлении маршрутных карт пользователи могут вводить до 10 промежуточных точек, что позволяет формировать сложные маршруты. Для зарегистрированных грузоперевозчиков обновлена система отчетности, позволяющая выгружать выписки по лицевому счету во всех существующих форматах. Время ожидания ответа специалистов круглосуточной горячей линии доведено в среднем до 15 сек. Для пользователей была открыта возможность оплаты топливными картами E100 и DKV, а сервисы Системы стали доступны в платёжных терминалах QIWI, которых более 149 тыс. по всей стране.

 

Какова зарубежная практика? Существуют ли аналогичные системы? Каков размер платы у зарубежных аналогов?

Говоря о введении Системы «Платон», нужно четко представлять, что речь идет не о попытке сделать деньги из воздуха, как заявляли некоторые дальнобойщики, а о справедливой компенсации реального ущерба, наносимого федеральным дорогам «12-тонниками». Подобные системы уже давно действуют во многих странах от Белоруссии до США, и наши грузоперевозчики безропотно оплачивают причиняемый ущерб, выезжая на зарубежные трассы. Одна из первых больших систем взимания платы с грузовых автомобилей была введена в Австрии — это рамочная система. Следующая в Германии — спутниковая. Сегодня практически вся Европа уже взимает плату с грузовиков. Российский проект «Платон» по своей технологической архитектуре схож с аналогами из Германии, Словакии и Венгрии.

Система «Платон» основана на принципе «пользователь платит», то есть сборы осуществляются за конкретную поездку автомобиля массой свыше 12 тонн по федеральной трассе. Чем интенсивнее перевозчик пользуется федеральной дорожной сетью, тем больший ущерб ей наносит. В то же время какие-то перевозчики пользуются только региональной дорожной сетью или редко выезжают на федеральную. Отказаться от дифференцированного подхода и обложить всех владельцев «12-тоников» дополнительной пошлиной будет являться несправедливым. Если сравнивать стоимость оплаты, то мы увидим, что тариф, предусмотренный СВП «Платон», является минимальным среди всех существующих систем. К примеру, российские грузоперевозчики в соседней Белоруссии оплачивают дорожный сбор в размере 10 рублей за километр. На дорогах Европы плата за проезд большегрузов достигает уже 40 рублей. Для России экономически обоснованным вариантом, покрывающим ущерб, был сбор в размере 8,20 руб/км. Эта цифра была получена в результате проведенной по заказу Минтранса научно-исследовательской работы. В 2013 году решением Правительства РФ эта сумма была снижена до 3,5 руб/км (и проиндексирована в 2015 году до 3,73 руб/км).

Перед запуском системы, на основании обращений представителей бизнес-сообщества, в итоговом распоряжении Правительства данные цифры были сокращены до 1,53 руб/км до марта 2016 года, с дальнейшим увеличением суммы сбора до 3,06 руб/км. Стоит отметить, что снижение стоимости пользования СВП «Платон» говорит о движении государства навстречу грузоперевозчикам. Бюджет берет на себя компенсацию части наносимого ущерба, величина которого не изменяется в результате снижения тарифа.

 

Будут ли рассматриваться дальнейшие корректировки размера и способа оплаты?

В настоящее время существует два способа оплаты пользования Системой: получение бортового устройства и приобретение маршрутной карты. Стоит отметить, что в России, в отличие от ряда других стран, где работают аналогичные системы, бортовое устройство выдается пользователям совершенно бесплатно. После получения и регистрации в Системе устройства, оно посредством GPS/ГЛОНАСС фиксирует расстояние, пройденное транспортным средством, и отправляет информацию в Центр обработки данных. На основании этой информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме происходит расчет размера платы.

Для перевозчиков, не получивших бортовое устройство, существует альтернативная возможность пользования Системой. Для этого требуется оформить и оплатить маршрутную карту, указав будущий маршрут. Контроль движения транспортного средства осуществляется стационарными и мобильными системами Оператора.

В настоящее время ведется подготовка к введению с 15 апреля 2016 года возможности для перевозчиков осуществлять оплату установленных сборов уже после совершенной поездки транспортного средства. Это позволит исключить необходимость внесения авансовых платежей на расчетные счета системы.

В соответствии с последними поправками в законодательстве, функция пост-оплаты будет введена только для российских транспортных компаний при условии обязательного наличия бесплатного бортового устройства.

 

В ряде регионов введение системы взимания платы было принято неоднозначно. Удалось ли найти общий язык с недовольными?

Мы находимся в постоянном контакте с предпринимателями и водителями-дальнобойщиками во всех регионах, где с ноября проводились митинги и акции несогласных работать с новой системой «Платон». Ситуация полностью контролируется, и мы видим результаты проводимой разъяснительной работы.

Росавтодор слышит конструктивную критику грузоперевозчиков в части функционирования отдельных элементов системы, что позволяет оперативно устранять «узкие моменты». В результате количество тех, кто поначалу отказывался участвовать в процессе грузоперевозок, идет на спад.

Самые масштабные забастовки против взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн собирали не более 2-2,5 тыс. человек. Сейчас количество тех, кто продолжает бойкотировать систему, не превышает 200 человек по всей стране.

Наиболее активная группа сейчас находится на двух стоянках в Подмосковье – они представляют объединение водителей-дальнобойщиков из Петербурга и Волгограда, которое по численности составляет 50 человек. Данные активисты выражают свое нежелание проходить регистрацию в государственной системе «Платон», обеспечивающей контроль за грузоперевозками на федеральных трассах страны с 15 ноября.  Несмотря на неоднократные переговоры с руководством Росавтодора и полученные разъяснения, данная группа водителей отказывается от возвращения к рабочему процессу в связи с намерениями проведения пиар-кампании своего профсоюза. Но сам рынок их отвергает и не поддерживает, так как раньше эти перевозчики занимались демпингом, искусственно сбивали цену заказов у других предприятий.

Необходимо отметить, что спустя месяц после запуска в эксплуатацию системы «Платон» регистрацию в ней прошли 123 000 владельцев транспортных средств с общим объемом автопарка в 700 000 автомобилей массой свыше 12 тонн. В настоящий момент более 90% компаний и частных предпринимателей, работающих на рынке автомобильных грузоперевозок, продолжают бесперебойное выполнение доставки грузов по всей территории Российской Федерации.

 

Каков в настоящее время размер штрафов для нарушителей?

15 декабря Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил поправки в закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» и Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты, которые предусматривают снижение размера штрафов для владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн за неоплату проезда по федеральным автомобильным дорогам.

Подписанные главой государства документы, принятые Государственной Думой РФ 4 декабря и одобренные Советом Федерации РФ 9 декабря, опубликованы сегодня на официальном портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512150012?index=0&rangeSize=1).

Утвержденные поправки существенно снижают размер административной ответственности до 5 тысяч рублей за первое, а также до 10 тысяч рублей за повторное нарушение (как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц). Необходимо отметить, что ранее для индивидуальных предпринимателей были предусмотрены штрафные санкции в размере 40 тысяч рублей, а для юридических лиц – 450 тысяч рублей.

Кроме того, от административной ответственности освобождаются лица, нарушившие законодательство при въезде на территорию РФ, если протяженность фактически пройденного автомобилем пути без внесения платы составила не более 50 километров после пересечения границы, и в случае если плата за пройденное расстояние внесена в установленном порядке.

Также в случае фиксации нарушения специальными средствами фото- и видеоконтроля два и более раза в течение суток применительно к каждому автомобилю собственник транспортного средства привлекается к административной ответственности только за первое нарушение.

Принятые изменения являются компромиссным шагом навстречу перевозчикам, а также значительно облегчают экономическую нагрузку на собственников (владельцев) транспортных средств массой свыше 12 тонн.

 

Некоторые грузоперевозчики заявляют, что введение Системы «Платон» повлечет за собой рост цен на продукты перед Новым годом. Как Росавтодор оценивает ситуацию?

Это попытка спекуляции, и ничего более. Следует учитывать, что с учетом всего автопарка страны на продовольственные товары приходится лишь 8,5% перевозок. Основная доля перевозимой по автодорогам продукции – около 83% — это строительные материалы. Увеличение цены на продукты мы прогнозируем в пределах 0,3-0,4%, то есть всего на несколько копеек. Это практически безболезненно для потребителя. Экономические основания для существенного роста тарифов на автомобильные грузовые перевозки и изменений стоимости перевозимых товаров в связи с запуском на федеральных трассах системы «Платон» отсутствуют. Для контроля за возможными отдельными спекуляциями на рынке мы будем привлекать с отрудников антимонопольной службы.

 

В 2016 планируется получить от “Платона” 40 миллиардов рублей. На что потратят эти деньги? Вы субсидируете отдельные региональные проекты. Как их выбирают?

В соответствии с поручением Минтранса России в Росавтодоре уже состоялась презентация первых 7-ми региональных ГЧП-проектов, которые в 2016 году могут рассматриваться в числе претендентов на получение федеральной субсидии за счет средств, поступивших в дорожный фонд Российской Федерации от владельцев транспортных средств свыше 12 тонн.

Свои проекты представили министры транспорта и дорожного хозяйства, а также представители администраций из Башкортостана, Удмуртии, Коми, Пермского и Хабаровского края, а также Вологодской и Новосибирской областей: транспортный обход Хабаровска, объездная дорога вокруг города Чусового, строительство восточного обхода Ижевска и т.д.

Большинство из этих проектов неоднократно презентовали на круглых столах и отраслевых форумах, но без дополнительного источника финансирования у них не было шансов на реализацию исключительно за счет бюджетов регионов. Благодаря внедрению сборов с автомобилей массой свыше 12 тонн у государства наконец-то появилась возможность притворить эти инициативы в жизнь. Также будет финансироваться строительство уникальных инженерных сооружений, например, мостов и тоннелей.

Исходя из поступающих заявок от регионов, Росавтодор выполняет анализ материалов по проектам и формирует перечень объектов, который утверждается  на Межведомственной комиссии. После этого документ  передается в Правительственную комиссию по транспорту, за которой закреплено право окончательного решения о предоставлении или отказе в финансировании каждого из отобранных проектов.